ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  • »
  • »
Атипичный аутизм: что это такое и как его распознать?
.
Атипичный аутизм — это нарушение развития, которое характеризуется определенными особенностями в поведении и социальном взаимодействии, но не всегда соответствует классическим критериям аутизма. Этот диагноз относится к расстройствам аутистического спектра (РАС), но имеет более мягкие симптомы или может проявляться в более позднем возрасте. Разберем, как проявляется атипичный аутизм, его причины, диагностику и доступные методы коррекции.

Что такое атипичный аутизм?
Атипичный аутизм относится к расстройствам, которые не полностью соответствуют критериям классического аутизма. Это расстройство чаще всего встречается у детей и взрослых с нарушениями интеллектуального развития или у тех, кто начинает демонстрировать аутистические черты позже типичного возраста начала аутизма (обычно 2-3 года).

Симптомы атипичного аутизма могут быть менее выраженными или включать отдельные проявления аутизма. Такие дети могут демонстрировать сложность в общении, ограниченные интересы и повторяющиеся действия, но в то же время у них может наблюдаться высокий уровень привязанности или частичное понимание социальных взаимодействий.

Основные признаки атипичного аутизма
Признаки атипичного аутизма во многом пересекаются с симптомами классического аутизма, но они могут проявляться с разной степенью интенсивности. Ниже описаны основные характеристики:
  • Социальные трудности: ребенок может демонстрировать низкий уровень интереса к общению со сверстниками, избегать зрительного контакта, показывать затруднения в понимании эмоций окружающих.
  • Коммуникационные особенности: речевые способности могут развиваться с задержкой, возможны трудности с пониманием и интерпретацией речи, сложности в поддержании разговора.
  • Стереотипное поведение: повторяющиеся движения (например, покачивание), приверженность рутине, фиксированные интересы, ограниченные виды игр.
  • Сенсорная чувствительность: часто дети с атипичным аутизмом демонстрируют повышенную чувствительность к звукам, запахам, текстурам или свету.
Некоторые дети с атипичным аутизмом могут общаться и участвовать в социальных взаимодействиях лучше, чем дети с классическим аутизмом, хотя и с трудностями.

Причины атипичного аутизма
Как и в случае с другими расстройствами аутистического спектра, точные причины атипичного аутизма до конца не установлены. На возникновение этого расстройства влияют генетические и экологические факторы. Важную роль играет наследственность: если в семье есть случаи аутизма, то вероятность его проявления возрастает.
Некоторые исследователи также указывают на влияние пренатальных факторов, таких как инфекции или воздействия токсинов на организм матери, что может повлиять на развитие нервной системы ребенка. Однако точный механизм развития атипичного аутизма пока не установлен.

Диагностика атипичного аутизма
Диагностика атипичного аутизма может быть сложной, так как симптомы менее выражены и могут не соответствовать типичным критериям аутизма. Для постановки диагноза обычно требуется участие нескольких специалистов: педиатра, невролога, психиатра и психолога.

Диагностика обычно включает:
  • Наблюдение за поведением ребенка: оценивается способность взаимодействия с окружающими, речевые и когнитивные способности.
  • Анкеты и опросники для родителей: специальные опросники помогают выявить особенности поведения, которые могут указывать на расстройство аутистического спектра.
  • Специфические тесты и шкалы: шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS), шкала детского аутизма (CARS) и другие методы, которые могут подтвердить или исключить расстройство.
Важно, чтобы диагностика проводилась квалифицированным специалистом, так как симптомы атипичного аутизма могут пересекаться с признаками других нарушений, например, с нарушениями речи, гиперактивностью или эмоциональными расстройствами.

Коррекция и помощь при атипичном аутизме
Коррекция атипичного аутизма направлена на улучшение социальной адаптации ребенка, развитие его коммуникативных навыков и способности к самостоятельности. Подходы к коррекции включают:
  • Поведенческая терапия: один из наиболее эффективных методов — прикладной анализ поведения (ABA-терапия), который помогает улучшить навыки взаимодействия, обучает ребенка новым формам поведения.
  • Логопедическая помощь: специалисты помогают развивать речевые способности и улучшают коммуникативные навыки.
  • Сенсорная интеграция: занятия с сенсорными материалами помогают детям адаптироваться к различным сенсорным раздражителям.
  • Игровая терапия: игровой формат помогает развивать социальные навыки и эмпатию, а также учит детей выражать свои эмоции.
Также очень важна поддержка родителей. Специальные курсы и консультации помогают родителям лучше понимать особенности ребенка, подбирать подход к обучению и адаптации ребенка в обществе.