Не только возраст – ключевые факторы: от домашней обстановки до медицины- Генетическая предрасположенность
У некоторых детей речь запускается позже из-за особенностей организма. В таких случаях у одного из родителей тоже могла быть похожая ситуация в детстве.
Если в семье мало разговаривают с ребёнком, не читают книги, не поощряют его речевые попытки, это может затормозить развитие речи.
Если ребёнок в 1.5 или 2 года практически не реагирует на звуки, не оборачивается на громкий шум, — необходимо проверить слух у сурдолога.
- Неврологические и психические особенности
Проблемы с речью могут указывать на аутистический спектр, ЗПРР, СДВГ или другие состояния. Точный диагноз ставит только врач на основании комплексного обследования.
- Социально-бытовые факторы
Чрезмерное использование гаджетов (когда малыш часами смотрит мультфильмы в телефоне) может приводить к пассивному восприятию речи и снижению мотивации к общению.
Возраст ребёнка — лишь один из маркеров. Если к 2,5 годам вы не замечаете развития речевых навыков, обратите внимание на перечисленные факторы.
Логопед или психолог: как понять, к кому обратиться и когда это нужно- Первичный осмотр у педиатра
Если малышу уже полтора года, а он не говорит ни слова, перво-наперво стоит проконсультироваться с педиатром. Он направит к узким специалистам: неврологу, сурдологу или логопеду.
Специалист по коррекции речи оценивает уровень речевого развития и может заподозрить проблемы артикуляционного аппарата или фонематического слуха. Логопед также подскажет, какие упражнения и занятия подойдут для конкретного возраста.
Если есть подозрение на аутичные черты поведения или ребёнок резко меняется в ответ на стресс, консультация детского психолога поможет выявить возможные внутренние конфликты и эмоциональные проблемы.
При наличии неврологических нарушений (например, последствия тяжёлых родов, осложнений во время беременности) важно своевременно вмешаться и начать коррекцию.
Не стоит откладывать визит к специалистам, если ваш сын или дочка в 2,5 или даже 3,5 года не может составить ни одного понятного предложения. Чем раньше начнётся работа с проблемой, тем выше вероятность быстрого прогресса.
Что делать, если ребёнок в 2 года не говорит слова «мама» и «папа»- Исключить проблемы со слухом
Когда малыш не произносит самые простые слова, это может быть связано с тем, что он их попросту не воспринимает на слух. Проверка слуха — первый важный шаг.
- Обратить внимание на реакцию на речь
Следите, как ребёнок откликается, когда к нему обращаются. Если он поворачивается на голос, повторяет отдельные звуки (пусть и невнятно), это хороший знак, указывающий на то, что слух в порядке.
- Стимулировать речевые навыки
Часто проговаривайте названия предметов, задавайте простые вопросы, используйте жесты и мимику, чтобы ребёнок понимал, о чём вы говорите. Поощряйте любую речевую активность, даже если это всего лишь мычание или отдельные слоги.
Если у вас остаются сомнения, загляните на тематические форумы. В подобных сообществах родители делятся опытом, однако не забывайте: окончательное слово остаётся за специалистами.
Домашние практики: простые игры и упражнения для запуска речиИгры с предметамиДети 1,5–2 лет любят манипулировать вещами: кубиками, пирамидками, мячиками. Вместе с ними проговаривайте действия («Сложим кубик», «Бросим мяч»).
Книжки-картинкиЧитайте короткие стишки и показывайте иллюстрации. Просите ребёнка найти на странице, к примеру, кота или мяч. Так вы мотивируете его произносить хотя бы знакомые слоги.
Дыхательные упражненияНадувайте воздушные шары, делайте «пузыречки» в воде через трубочку. Это укрепляет дыхательный аппарат и учит ребёнка контролировать выдох, что важно при формировании звуков.
Вовлечение в бытовые делаПросите малыша передавать вам предметы, называя их: «Дай чашку», «Положи ложку». Это упражнение фиксирует у ребёнка связь между словом и действием.
Музыкально-речевые занятияПойте короткие песенки с простыми словами. Дети любят повторять музыкальные фразы, что оживляет их речевую активность.