ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  • »
  • »
Что делать, если ребёнок в 1,5 года не говорит: ранние признаки и методики развития речи
.
Когда родители замечают, что ребёнок в 1,5 года не проявляет активного желания говорить или в 2 года не произносит даже простых слов вроде «мама» и «папа», в голову закрадываются тревожные мысли. Часто можно услышать истории о «поздних говорунах», которые внезапно начали формировать фразы в три года. Но бывает и так, что речевое «молчание» сигнализирует о более серьёзной проблеме. Ниже мы разберём семь наиболее распространённых причин, по которым речь ребёнка может отставать от возрастных норм, и дадим рекомендации по тому, как помочь малышу «разговориться».


Чем опасно раннее «молчание»: последствия для ребёнка в 2,5 и 3,5 года
Родители, которые видят, что их сын или дочка в 1,5–2 года ещё не говорят, часто надеются на резкий скачок в развитии. Однако если к 2,5 или даже 3,5 годам ситуация не меняется, могут возникнуть следующие сложности:

  • Коммуникативные барьеры
Ребёнок не умеет выражать свои желания словами и заменяет их жестами или криками. Это затрудняет общение со сверстниками и воспитателями в детском саду.

  • Эмоциональное напряжение
Поскольку малыш не может полноценно рассказать, что его тревожит, он может становиться более раздражительным, плаксивым или наоборот — замкнутым.

  • Трудности в дальнейшем обучении
В школе ребёнку будет сложнее усваивать информацию, особенно если у него не развита связная речь и словарный запас.

Важно как можно раньше понять, почему малыш молчит: в некоторых случаях это всего лишь индивидуальное развитие, а порой — признак задержки психоречевого развития или других нарушений, требующих внимания.
Tilda Publishing
Хотите больше полезной информации о развитии ребенка? Подписывайтесь на Telegram-канал
ИНКЛЮЗИУМ!
.



Не только возраст – ключевые факторы: от домашней обстановки до медицины

  • Генетическая предрасположенность
У некоторых детей речь запускается позже из-за особенностей организма. В таких случаях у одного из родителей тоже могла быть похожая ситуация в детстве.

  • Домашняя обстановка
Если в семье мало разговаривают с ребёнком, не читают книги, не поощряют его речевые попытки, это может затормозить развитие речи.

  • Нарушения слуха
Если ребёнок в 1.5 или 2 года практически не реагирует на звуки, не оборачивается на громкий шум, — необходимо проверить слух у сурдолога.

  • Неврологические и психические особенности
Проблемы с речью могут указывать на аутистический спектр, ЗПРР, СДВГ или другие состояния. Точный диагноз ставит только врач на основании комплексного обследования.

  • Социально-бытовые факторы
Чрезмерное использование гаджетов (когда малыш часами смотрит мультфильмы в телефоне) может приводить к пассивному восприятию речи и снижению мотивации к общению.

Возраст ребёнка — лишь один из маркеров. Если к 2,5 годам вы не замечаете развития речевых навыков, обратите внимание на перечисленные факторы.


Логопед или психолог: как понять, к кому обратиться и когда это нужно

  • Первичный осмотр у педиатра
Если малышу уже полтора года, а он не говорит ни слова, перво-наперво стоит проконсультироваться с педиатром. Он направит к узким специалистам: неврологу, сурдологу или логопеду.

  • Логопед
Специалист по коррекции речи оценивает уровень речевого развития и может заподозрить проблемы артикуляционного аппарата или фонематического слуха. Логопед также подскажет, какие упражнения и занятия подойдут для конкретного возраста.

  • Психолог или психиатр
Если есть подозрение на аутичные черты поведения или ребёнок резко меняется в ответ на стресс, консультация детского психолога поможет выявить возможные внутренние конфликты и эмоциональные проблемы.

  • Невролог
При наличии неврологических нарушений (например, последствия тяжёлых родов, осложнений во время беременности) важно своевременно вмешаться и начать коррекцию.
Не стоит откладывать визит к специалистам, если ваш сын или дочка в 2,5 или даже 3,5 года не может составить ни одного понятного предложения. Чем раньше начнётся работа с проблемой, тем выше вероятность быстрого прогресса.


Что делать, если ребёнок в 2 года не говорит слова «мама» и «папа»

  • Исключить проблемы со слухом
Когда малыш не произносит самые простые слова, это может быть связано с тем, что он их попросту не воспринимает на слух. Проверка слуха — первый важный шаг.

  • Обратить внимание на реакцию на речь
Следите, как ребёнок откликается, когда к нему обращаются. Если он поворачивается на голос, повторяет отдельные звуки (пусть и невнятно), это хороший знак, указывающий на то, что слух в порядке.

  • Стимулировать речевые навыки
Часто проговаривайте названия предметов, задавайте простые вопросы, используйте жесты и мимику, чтобы ребёнок понимал, о чём вы говорите. Поощряйте любую речевую активность, даже если это всего лишь мычание или отдельные слоги.

  • Искать поддержку
Если у вас остаются сомнения, загляните на тематические форумы. В подобных сообществах родители делятся опытом, однако не забывайте: окончательное слово остаётся за специалистами.


Домашние практики: простые игры и упражнения для запуска речи

Игры с предметами
Дети 1,5–2 лет любят манипулировать вещами: кубиками, пирамидками, мячиками. Вместе с ними проговаривайте действия («Сложим кубик», «Бросим мяч»).

Книжки-картинки
Читайте короткие стишки и показывайте иллюстрации. Просите ребёнка найти на странице, к примеру, кота или мяч. Так вы мотивируете его произносить хотя бы знакомые слоги.

Дыхательные упражнения
Надувайте воздушные шары, делайте «пузыречки» в воде через трубочку. Это укрепляет дыхательный аппарат и учит ребёнка контролировать выдох, что важно при формировании звуков.

Вовлечение в бытовые дела
Просите малыша передавать вам предметы, называя их: «Дай чашку», «Положи ложку». Это упражнение фиксирует у ребёнка связь между словом и действием.

Музыкально-речевые занятия
Пойте короткие песенки с простыми словами. Дети любят повторять музыкальные фразы, что оживляет их речевую активность.