Некоторые родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребёнок долго не начинает говорить, общается жестами или звуками, не произносит «мама», «папа» или говорит «не хочу» без дополнительного объяснения. Возникает множество вопросов: «Если ребёнок не говорит, какой диагноз возможен?», «Нужно ли обращаться к врачу?», «Почему маленькие дети не говорят?» Ниже мы рассмотрим основные причины речевого отставания, важные сигналы, на которые стоит обратить внимание в разном возрасте, и подскажем, как помочь ребёнку, если он не хочет или не умеет говорить.
Причины, по которым дети могут не говорить- Индивидуальные особенности развития
Не все дети укладываются в «среднестатистические» нормы: у одного малыша речь формируется быстрее, у другого — медленнее. Однако если в 1 год 7 месяцев (или 1.8, 1.9 и старше) ребёнок не пытается формировать слова, стоит присмотреться к другим симптомам.
Часто ребёнок не говорит вовсе или произносит лишь отдельные звуки, потому что может плохо слышать. Если малыш не реагирует на голос родителей, не оборачивается на громкие шумы, следует проверить слух.
- Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
Когда речевые навыки отстают от нормы вместе с общей психической задержкой, ставят диагноз ЗПРР. Такой ребёнок может в целом позже начать говорить, с трудом усваивать новые звуки, слова и предложения.
- Синдром дауна, аутизм, умственная отсталость
В случае серьёзных диагнозов (синдром Дауна, РАС/аутизм, УО) речь может отсутствовать или развиваться крайне медленно. Малыш мычит, но не говорит, или только повторяет услышанные звуки, не отвечая на вопросы.
Некоторые дети замыкаются в себе, когда испытывают стресс — в садике, дома или в другой обстановке. Ребёнок говорит «не хочу» и отказывается разговаривать, если ему некомфортно или он не уверен в своих силах.
Недостаток общения со взрослыми и сверстниками, редкое чтение книг, отсутствие игр на развитие речи — всё это может замедлить речевое развитие.
Когда стоит обращаться к специалистамВозраст до годаМалыш в 7–9 месяцев обычно уже произносит слоги («ма», «ба», «гу»). Если ребёнок в 10–11 месяцев не говорит практически ничего (даже «ма-ма», «па-па»), не лепечет, не пытается повторять звуки, есть повод для консультации с педиатром или неврологом.
Возраст 1–2 годаРодителей настораживает ситуация, когда ребёнок в 1.7 не говорит, а в 1.8 не произносит простых слов и не выполняет просьб. Если к 1.10 не появляются новые звуки, а к двум годам ребёнок не пытается говорить простыми словами («дай», «на») — это сигнал обратиться к логопеду, психологу или неврологу.
Возраст 3–4 годаВ три года ребёнок обычно строит простые фразы из 2–3 слов. Если он до сих пор молчит или говорит только отдельные слоги, не отвечает на вопросы, — ситуация требует более серьёзного обследования (может потребоваться осмотр у сурдолога, МРТ головного мозга и др.).
Возраст 5–6 летК поступлению в школу ребёнок должен более-менее бегло разговаривать, понимать вопросы, уметь отвечать развернутыми предложениями. Если ребёнок не говорит букву «р» или «л», это отдельная логопедическая проблема, но если речь в целом не сформирована, настоятельно рекомендуется обратиться к специалистам до начала учёбы.
К какому врачу обратиться, если ребёнок не говорит- Педиатр — для первичной оценки здоровья ребёнка, направления к узким специалистам.
- Невролог — выяснит, нет ли неврологических причин, почему ребёнок не умеет говорить.
- Логопед — поможет диагностировать логопедические проблемы, поставит звуки, подберёт занятия.
- Сурдолог — проверит слух, если есть подозрения на его снижение.
- Психолог или психиатр — если речь идёт о расстройствах аутистического спектра или других психических особенностях.
- Дефектолог — при подозрении на умственную отсталость, ЗПРР и другие нарушения развития.
Как помочь ребёнку научиться говоритьИгры и занятия- Используйте простые игры для детей, которые не говорят: например, игры с мячом, где нужно повторять короткие слова («мяч», «дай»), или карточки с картинками и звуками.
- Привлекайте внимание к артикуляции: повторяйте слоги и ждите, пока ребёнок попытается их воспроизвести.
Совместное чтение и пение- Читайте короткие книжки с яркими картинками, обсуждайте персонажей: «Кто это? А что он делает?»
- Пойте вместе детские песенки: повторение ритмических звуков стимулирует речевое развитие.
- Если «песня «Не говорите детям»» звучит слишком часто без объяснений, лучше подберите детские песенки с простым мотивом и понятными словами.
Создание речевой среды- Общайтесь с ребёнком, постоянно называйте предметы вокруг.
- Поощряйте попытки малыша говорить: если ребёнок сказал «да-да», похвалите его, повторите это слово в правильной форме.
- Выключайте лишние гаджеты: фоновые мультики и телефон могут заглушать голос мамы и папы, ребёнок теряет стимул к речевой коммуникации.
Массаж и дыхательные упражнения- Логопедический массаж может помочь в случае проблем с артикуляцией.
- Дыхательные упражнения (надувание шариков, «пускание» пузырей) развивают лёгкие и улучшают контроль над речевым аппаратом.
Психологическая поддержка- Не стесняйтесь обратиться за консультацией, если ребёнок говорит, что «не хочет говорить» или отказывается общаться в садике.
- При гиперактивности или эмоциональных перегрузках полезны занятия у детского психолога.
Частые вопросы и заблуждения«Не говорите ребёнку: скажи!»Постоянное давление («Скажи “мама”», «Повтори слово “дай”») может вызвать упрямство. Старайтесь заинтересовать ребёнка, вдохновлять, а не заставлять.
«Ребёнок говорит слоги, но не слова»В некоторых случаях дети повторяют только части слов, например, «ма» вместо «мама». Это нормально на определённом этапе. Главное — развивать умение соединять слоги в слова.
«Почему ребёнок не говорит мама и папа?»Иногда малыши начинают говорить с других слов, например, «дай» или «нет». Это не всегда признак патологии. Важно наблюдать в динамике и смотреть, как ребёнок осваивает новые звуки.
«Если ребёнок не говорит, значит ли это аутизм?»Не обязательно. У аутизма есть ряд других признаков: отсутствие зрительного контакта, эмоциональной реакции на близких и т. д. Но поставить точный диагноз может только специалист.
«Молитва, заговор или чудо-средства: помогут ли?»Нет научных доказательств, что такие методы способны запускать речь. Значительно эффективнее регулярные занятия, медицинская и психологическая помощь.
Что делать, если ребёнок отказывается говорить- Проанализировать обстановку
Возможно, малыш начинает говорить дома, но молчит в садике. Или говорит не своим голосом, копируя мультики, а в реальной ситуации замолкает. Важно понять, что провоцирует такое поведение.
Фразы вроде «Смотри, Петя уже читает, а ты не говоришь!» вызывают дополнительное напряжение и не помогают развивать речь.
- Обращаться к опытным специалистам
Логопед, дефектолог, психолог подберут индивидуальную программу.
- Поддерживать эмоциональный контакт
Говорите с ребёнком спокойно, обнимайте его, играйте вместе — это укрепляет доверие и стимулирует желание делиться мыслями.